Единая информационная система закупок 44 фз. Единая информационная система госзакупок (ЕИС) — что это такое? Что обеспечивает ЕИС

В материале расскажем, что такое Единая информационная система и для чего она предназначена. Читайте далее все самое актуальное и интересное о ЕИС.

Понятие, содержание, субъекты, функционал

Единая информационная система (ЕИС) – это совокупность информации о государственных и муниципальных закупках. Данная информация содержится в единой базе данных и обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Иными словами, ЕИС - это информационное пространство, расположенное в сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru , с помощью которого государственные и муниципальные заказчики закупают товары, работы и услуги (п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

ЕИС содержит следующую информацию (ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ):

  • планы-графики, закупки, исполнение контрактов, отчеты заказчиков;
  • библиотеку типовых контрактов и условий, а также каталог КТРУ;
  • различные реестры (контрактов, участников закупок, недобросовестных поставщиков, жалоб);
  • результаты мониторинга, аудита и контроля;
  • справочную информацию (порядок применения национального режима, актуальные НПА в сфере закупок).

Участниками сайта госзакупок являются субъекты и пользователи: первые - непосредственные участники контрактной системы и для работы в ЕИС им необходима регистрация, вторые - лица, использующие сайт лишь как информационный ресурс, а также лица, участвующие в общественном обсуждении закупок. Стоит отметить, что вся информация, которую размещают в единой информационной системе, является общедоступной, за исключением информации, содержащей гостайну.

Полное Руководство пользователя по работе в обновленном ЕИС. В отличие от официального – краткое

В обновленном ЕИС появился функционал по новым правилам обеспечения, авансированию, планированию, структуре ИКЗ. Руководство пользователя в ЕИС переехало со стартовой страницы в Базу знаний, в личный кабинет заказчика. Сейчас в официальном Руководстве более тысячи страниц, самых важных из них - 30. И вот на что нужно обратить внимание.

10. Идентификация, аутентификация и авторизация в единой информационной системе субъектов единой информационной системы обеспечиваются средствами единой информационной системы, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Идентификация, аутентификация и авторизация субъектов единой информационной системы в единой информационной системе осуществляются с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи субъектов единой информационной системы.

11. Зарегистрированные в единой информационной системе субъекты единой информационной системы после прохождения процедур идентификации, аутентификации и авторизации получают доступ к единой информационной системе для осуществления функций в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

12. Субъектам единой информационной системы запрещено производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования единой информационной системы.

13. Технологические (технические и программные) средства единой информационной системы должны обеспечивать:

а) реализацию функций единой информационной системы;

б) круглосуточную непрерывную работу единой информационной системы, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, в соответствии с требованиями по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением

в) информационное взаимодействие единой информационной системы с иными информационными системами, а также с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

г) защиту информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации, включая требования о защите информации, содержащейся в системах общего пользования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";

д) автоматическую форматно-логическую проверку информации и документов, размещаемых в единой информационной системе в структурированном виде;

е) проверку соблюдения субъектами единой информационной системы правил формирования информации и документов, размещаемых в единой информационной системе, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

ж) унификацию состава технологических операций по сбору, подготовке, передаче, обработке и отображению информации и документов, размещаемых в единой информационной системе;

з) ведение электронных журналов учета действий и операций, содержащих сведения о формировании, размещении, изменении, обмене и исключении информации и документов, с указанием времени выполнения действий и операций, их содержания и сведений о субъектах единой информационной системы, осуществивших такие действия и операции, в том числе в процессе информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами (далее - электронный журнал учета);

и) ежедневное копирование на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность восстановления информации, документов и электронных журналов учета в единой информационной системе;

к) хранение резервных материальных носителей, полученных в результате ежедневного, еженедельного и ежемесячного копирования;

л) сохранение информации и документов, исключенных из единой информационной системы, без предоставления публичного доступа к ним на официальном сайте;

м) формирование выписок из электронных журналов учета, выполненных по запросам субъектов единой информационной системы;

н) формирование статистических сведений из электронных журналов учета по запросам субъектов единой информационной системы;

о) единство нормативно-справочной информации в единой информационной системе, включая справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками единой информационной системы.

14. Технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать:

а) круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям". При необходимости проведения плановых регламентных и технологических работ, в ходе которых доступ пользователей официального сайта к информации и документам, размещенным на официальном сайте, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта не менее чем за сутки до начала указанных работ. В случае если возникли неполадки технических средств или программного обеспечения, повлекшие невозможность доступа пользователей официального сайта к официальном сайту (или к его отдельным страницам), в течение 2 часов на официальном сайте после устранения указанных неполадок должна быть размещена информация с указанием причин невозможности доступа к официальном сайту, даты и времени прекращения доступа, даты и времени возобновления доступа к официальному сайту;

б) отсутствие необходимости применения пользователями официального сайта программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы;

в) возможность самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации участников обсуждения закупок на официальном сайте для их участия в обязательных общественных обсуждениях закупок;

г) возможность представления информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, на официальном сайте в форме электронного документа, а также в иных формах представления информации;

д) возможность участия пользователей официального сайта в проводимых на официальном сайте опросах и голосованиях, а также возможность просмотра этими пользователями результатов опросов и голосований;

е) возможность участия участников обсуждения закупок в обязательных общественных обсуждениях закупок;

ж) возможность получения с официального сайта электронных почтовых или иных сообщений об изменении выбранных пользователем официального сайта разделов официального сайта;

з) учет посещаемости всех страниц официального сайта;

и) публикацию на официальном сайте сводных данных о его посещаемости за последние 3 года;

к) мониторинг доступности (работоспособности) официального сайта и единой информационной системы с сохранением его результатов в течение 5 лет;

л) возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;

м) возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами;

н) возможность определения даты и времени размещения информации и документов, а также даты и времени их последнего изменения;

о) возможность пользования официальным сайтом с использованием сенсорных экранов;

п) возможность выбора пользователями официального сайта версий официального сайта, оптимизированных для использования посредством электронных вычислительных машин с различными размерами диагонали экрана;

р) возможность выбора пользователями официального сайта специальных версий официального сайта для лиц с ограниченными возможностями;

с) возможность автоматического определения территориального расположения пользователя официального сайта средствами официального сайта, а также представления информационного ресурса официального сайта в зависимости от территориального расположения пользователя официального сайта (в случае если возможность определения территориального расположения не отключена пользователем официального сайта);

т) возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта пользователем официального сайта.

15. Лингвистические средства единой информационной системы и официального сайта должны обеспечивать участникам единой информационной системы возможность формирования и просмотра в единой информационной системе и на официальном сайте информации и документов на русском языке. Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в единой информационной системе с использованием букв латинского алфавита.

16. При организации информационного взаимодействия единой информационной системы с информационными системами, указанными в пункте 18 настоящих Правил, могут быть использованы инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Пункт 17 изменен с 14 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 3 августа 2019 г. N 1020

17. При формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, формированию и размещению информации и документов в единой информационной системе устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. При этом формирование и размещение электронных документов в единой информационной системе и иных информационных системах осуществляются с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые разрабатываются и размещаются на официальном сайте единой информационной системы Федеральным казначейством.

18. Единая информационная система осуществляет информационное взаимодействие со следующими информационными системами:

а) государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет");

б) электронные площадки, обеспечивающие проведение определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в электронной форме (далее - электронные площадки);

в) региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок (далее - региональные системы в сфере закупок);

г) информационная система Федеральной антимонопольной службы, обеспечивающая ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей), информационные системы контрольных органов в сфере закупок, информационные системы органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - информационные системы органов контроля);

д) аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в сети "Интернет" (www.programs.gov.ru) (далее - портал государственных программ);

е) информационные системы, обеспечивающие формирование и размещение информации в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

ж) иные информационные системы, осуществляющие информационное взаимодействие с единой информационной системой в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

з) информационные элементы инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

19. При информационном взаимодействии единой информационной системы с системой "Электронный бюджет" осуществляется:

а) предоставление из системы "Электронный бюджет" в единую информационную систему информации и документов, формируемых заказчиками, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, а также юридическими лицами, в случаях, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках реализации этого Федерального закона и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещаемых на официальном сайте, а также реестровых записей реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра договоров, заключенных заказчиками, информации об идентификационных кодах банков, реестровых записей реестра банковских гарантий;

б) предоставление из единой информационной системы в систему "Электронный бюджет" сведений о жалобах, плановых и внеплановых проверках, результатах контрольных мероприятий, проектов контрактов, подписанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иной информации, размещенной в единой информационной системе;

в) обмен нормативной справочной информацией, в том числе предоставление из единой информационной системы в систему "Электронный бюджет" сведений из каталога товаров, работ, услуг.

20. При информационном взаимодействии единой информационной системы с электронными площадками обеспечивается:

а) предоставление с электронных площадок в единую информационную систему сведений об аккредитованных на электронных площадках участниках закупок и иной информации и документов в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с целью их размещения в единой информационной системе;

б) предоставление из единой информационной системы на электронные площадки нормативной справочной информации, извещений об осуществлении закупок и документации о закупках в форме электронного документа, о заключенных контрактах и иной информации и документов в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью их использования на электронных площадках;

в) обмен сведениями о протоколах определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

21. При информационном взаимодействии единой информационной системы с региональными системами в сфере закупок обеспечивается:

а) предоставление из региональных систем в сфере закупок в единую информационную систему информации и документов, формируемых в рамках реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в региональных системах в сфере закупок лицами, указанными в пунктах 7 и 10 статьи 3 , статье 15 этого Федерального закона, и размещаемых на официальном сайте, а также информации и документов о результатах контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 этого Федерального закона;

б) предоставление из единой информационной системы в региональную систему в сфере закупок сведений о жалобах, плановых и внеплановых проверках, результатах контрольных мероприятий, проектов контрактов, подписанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иной информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;

в) предоставление из единой информационной системы в региональную систему в сфере закупок нормативной справочной информации, в том числе сведений из каталога товаров, работ, услуг.

22. При информационном взаимодействии единой информационной системы с порталом государственных программ обеспечивается предоставление из единой информационной системы на портал государственных программ информации и документов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, необходимых для формирования и мониторинга реализации государственных программ Российской Федерации.пункте 18 настоящих Правил, информации и документам, размещенным им в единой информационной системе, а также соответствие информации и документов, передаваемых из единой информационной системы в информационные системы, указанные в пункте 18 настоящих Правил, информации и документам, размещенным им в единой информационной системе.

Операторы информационных систем, указанных в пункте 18 настоящих Правил, обеспечивают достоверность и актуальность информации и документов, передаваемых ими в единую информационную систему.

26. Организация информационного взаимодействия единой информационной системы и информационных систем, указанных в пункте 18 настоящих Правил, осуществляется Федеральным казначейством и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Правила информационного взаимодействия между единой информационной системой и информационными системами, указанными в подпунктах "а" и "д" пункта 18 настоящих Правил, включающие в том числе требования к стандартам и протоколам обмена электронными документами, устанавливаются соглашениями между Федеральным казначейством и заказчиками (операторами) информационных систем.

Правила информационного взаимодействия между единой информационной системой и информационными системами, указанными в подпунктах "б" - "г" и "е" - "з" пункта 18 настоящих Правил, включающие в том числе требования к стандартам и протоколам обмена электронными документами, устанавливаются Федеральным казначейством.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с использованием единой информационной системы автоматически на основании сведений из графы "Дополнительные требования к участникам закупки" приложения N 1 и (или) приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" после указания заказчиком номера позиции приложения N 1 и (или) приложения N 2 и представляются на электронную площадку в соответствии с подпунктом "б" пункта 20 настоящих Правил.

Заказчики обязаны размещать извещения, документацию, протоколы – все тендеры на официальный сайт закупки гов ру.

Официальный сайт госзакупок расположен по адресу zakupki.gov.ru .

На портале размещены все тендеры и госзакупки. Официальный сайт бесплатно позволяет искать госзакупки по 44 ФЗ и 223 ФЗ, скачивать документацию. Предыдущая версия сайта госзакупок: old.zakupki.gov.ru. Gov.ru – наименование домена Правительства РФ (от первых букв английского слова government – правительство).

Удобная альтернатива сайту госзакупок – система поиска тендеров Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

Официальный сайт Zakupki.gov.ru содержит

  1. Планы закупок , планы-графики , информацию о их реализации
  2. Информацию о закупках , об исполнении контрактов
  3. Перечни закупок у субъектов малого предпринимательства
  4. Реестр контрактов , заключенных заказчиками
  5. Библиотеку типовых контрактов , типовых условий контрактов
  6. Реестр банковских гарантий
  7. Реестр жалоб (в ФАС), плановых и внеплановых проверок
  8. Результаты мониторинга , аудита и контроля

На официальном сайте также работает форум .

Главный портал закупок по 44-ФЗ содержит общие разделы госзакупок по 44 и 223-ФЗ, и отдельные разделы для планов закупок, перечней и реестров по каждому федеральному закону. Расширенный поиск позволяет фильтровать госзакупки. Можно выбрать федеральный закон, реестровый номер закупки, способ проведения закупки (вид тендера).

Начальную цену закупки можно выбрать в рублях и другой валюте. Официальный сайт закупки гов ру поддерживает поиск по ИНН заказчика, субъекту РФ, а также месту поставки товара, работу или услуги. Помимо ключевых слов возможны исключения из поиска. Галочка “с учетом всех форм слов” выводит в результаты все части речи запроса при поиске.

Регистрация на сайте госзакупок

Портал госзакупок zakupki.gov.ru содержит раздел Заказчикам и раздел Поставщикам , где размещены реестры, разъяснения, вопросы и ответы.

Поскольку заказчики обязаны размещать на официальном сайте госзакупок множество информации, им требуется получить ЭЦП для торгов , пройти регистрацию и получить доступ в личный кабинет. Порядок регистрации для заказчиков определен приказом Федерального казначейства .

Заказчики размещают тендеры через ЕИС госзакупки. Официальный сайт является публичной частью единой информационной системы в сфере закупок. Официальный сайт закупки гов ру связывает заказчиков, участников закупок и электронные площадки.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные понятия и основные функции ЕИС;
  • порядок организации документооборота в контрактной системе;
  • основные реестры официального сайта ЕИС;

уметь

  • находить информацию об осуществлении закупок на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru и сайтах операторов электронных площадок;
  • проводить выборку данных в реестре официального сайта ЕИС;

владеть

  • навыком работы с официальным сайтом ЕИС (порядок размещения данных, внесение изменений, управление данными);
  • навыком управления электронным документооборотом в контрактной системе;
  • навыком работы с основными реестрами официального сайта ЕИС (мониторинг, анализ и оценка данных, поиск информации).

Единая информационная система и информационные системы в сфере закупок

Эффективное функционирование контрактной системы обусловлено действием принципов открытости и прозрачности. Для их полноценной реализации в сфере закупок создана и функционирует ЕИС, которая взаимодействует с иными информационными системами, например с государственной автоматизированной информационной системой «Управление», государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет». Порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством РФ. (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».)

В целях организации исполнения государственного контракта от 3 октября 2013 г. № ГК-142-ОФ/Д01 на выполнение работ по подготовке концепции и технического задания на создание ЕИС в сфере закупок действовал Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2013 № 645 «О создании Межведомственной рабочей группы по сопровождению государственного контракта на выполнение работ по подготовке концепции и технического задания на создание единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Работа над созданием ЕИС осуществлялась в согласованном взаимодействии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (исполнитель государственного контракта) с Минэкономразвития России, ФЛС России, Минкомсвязью России, Казначейством России.

Единая информационная система в сфере закупок представляет собой совокупность информации, предусмотренной Законом о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», (п. 9 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В структуру ЕИС включены подсистемы (компоненты, модули), созданные и (или) доработанные в рамках работ по ведению и обслуживанию официального сайта (постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»). Перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС был определен в технической документации на основании функциональных требований, которые были установлены Минэкономразвития РФ.

С 1 января 2016 г. ЕИС была введена в эксплуатацию (Приказ Казначейства России от 22.12.2015 № 354) по результатам приемки работ (их результатов на основе приемочных испытаний) межведомственной комиссией, сформированной Федеральным казначейством (Приказ Казначейства России от 29.04.2015 № 11н). Работа над созданием ЕИС должна быть полностью завершена не позднее 1 января 2017 г., когда будет обеспечена возможность подачи через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений.

Функционирование ЕИС обеспечивает:

  • 1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
  • 2) контроль за соответствием (вступает в силу с 1 января 2017 г.):
    • а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
    • б) информации, включенной в планы-графики закупок (далее также - планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;
    • в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
    • г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
    • д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
  • 3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных Законом о контрактной системе;
  • 4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.

Новое в законодательстве

Приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 354 «О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» введена с 1 января 2016 г. в эксплуатацию ЕИС в сфере закупок, созданная на базе Официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Ввод в эксплуатацию ЕИС повлек переход доменного имени www.zakupki.gov.ru к официальному сайту ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень информации, которая подлежит размещению в ЕИС, содержит:

  • планы закупок;
  • планы-графики;
  • информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
  • информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
  • информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
  • реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  • перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  • результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков, предусмотренные Законом о контрактной системе;
  • каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • НПА, регулирующие соответствующие отношения;
  • информацию о складывающихся на товарных рынках ценах продукции, закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен продукции;
  • иную информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом о контрактной системе, Законом о закупках и принятыми в соответствии с ними иными НПА.

Важно запомнить

Пункты 1-3 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системы (указание па такие компоненты ЕИС, как планы закупок, планы-графики закупок, информация о реализации планов закупок и планов-графиков закупок) вступают в силу с 1 января 2017 г. С 31 марта 2015 г. предусмотрено формирование закрытого реестра банковских гарантий. В такой реестр включаются банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и контрактов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Единая информационная система обеспечивает размещение всей содержащейся в ней информации на официальном сайте, которая является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Исключением является информация, составляющая государственную тайну, такая информация в ЕИС не размещается.

Полномочия при создании и обеспечении функционирования ЕИС разделены между Минэкономразвития России и Федеральным казначейством в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок». Министерству экономического развития РФ предоставлены полномочия по выработке функциональных требований к ЕИС в сфере закупок и по ведению ЕИС в сфере закупок в части поддержки ее пользователей.

Федеральное казначейство уполномочено осуществлять функции:

  • 1) по созданию и развитию ЕИС в сфере закупок в соответствии с выработанными Минэкономразвития России функциональными требованиями;
  • 2) по обслуживанию ЕИС в сфере закупок;
  • 3) по ведению ЕИС в сфере закупок (за исключением поддержки ее пользователей);
  • 4) по установлению порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок и порядка пользования ЕИС в сфере закупок.

ЕИС предназначена как для информационного сопровождения деятельности участников контрактной системы, так и для обеспечения контроля закупок и возможности осуществления заказчиками и участниками закупок дополнительного функционала. Под дополнительным функционалом следует понимать функцию подачи и учета заявок участников в форме электронного документа с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Обеспечение контроля закупок осуществляется посредством интеграции ЕИС с информационной системой «Электронный бюджет», направленной на взаимодействие бюджетного процесса и процессов планирования и осуществления закупок. Такая интеграция позволяет Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами) осуществлять контроль.

Взаимодействие ЕИС и ИС «Электронный бюджет» направлено на усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов. ЕИС является одной из централизованных сервисных подсистем системы «Электронный бюджет» (п. 6 постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами “Электронный бюджет”»).

Как централизованная подсистема ЕИС выполняет следующие функции:

  • формирование информации и документов федеральных государственных заказчиков, государственных заказчиков, действующих от имени субъекта РФ, и муниципальных заказчиков в рамках предоставления информации и документов для формирования и ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Законом о контрактной системе;
  • информационное взаимодействие с иными информационными системами в целях предоставления информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет», а также получения информации, необходимой для реализации функций и полномочий субъектов системы «Электронный бюджет».

Важно запомнить

Приказом Минфина России от 24.12.2014 № 167н «О порядке присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» установлены структура и порядок применения идентификационного кода заказчика, присваиваемого в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Код заказчика представляет собой двадцатизначный цифровой код, который присваивается Федеральным казначейством по итогам прохождения процедуры регистрации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Также определены требования к содержанию учетной карточки заказчика, которая будет создаваться Федеральным казначейством для каждого заказчика. Сведения для учетной карточки будут изменяться на основании сведений, полученных из ЕГРЮЛ и (или) от заказчика в части, не противоречащей сведениям из ЕГРЮЛ.

Закон о контрактной системе содержит указание на то, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать свои информационные системы, интегрированные с ЕИС.

Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с установленными требованиями высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок.

Важно знать

С 1 января 2016 г. указанные Единые требования полностью вступили с силу, с 1 января 2014 г. требования вступили в силу за исключением пунктов, регламентирующих контроль за соответствием информации и обеспечение передачи в ЕИС, а также прием из ЕИС информации и документов, входящих в состав планов закупок, планов-графиков закупок, информации о реализации планов закупок и планов- графиков закупок; информации об исполнении контрактов; запросов пользователей региональных и муниципальных систем.

Инструментами интеграции ЕИС с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок являются:

  • - информационное взаимодействие указанных систем с ЕИС, обеспечивающее гарантированную передачу в ЕИС и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренной Законом о контрактной системе. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление предусмотренных Законом о контрактной системе сроков размещения таких электронных документов и информации в ЕИС начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в ЕИС;
  • - пользование указанными информационными системами и базами данных ЕИС;
  • - установление единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах;
  • - размещение информации о закупках на официальном сайте ЕИС.

В случае если информация, размещенная в ЕИС, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС. Исключение составляет информация о складывающихся на товарных рынках ценах продукции, закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о размещаемых заказчиками запросах цен продукции, а также информация и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.

Важно запомнить

В письме ФАС России от 30.06.2014 № АЦ/26237/14 «Разъяснение законодательства о контрактной системе» указывается на то, что размещение заказчиком на официальном сайте документации о закупке, содержащей ограничения для ознакомления, является административным правонарушением. Информация в виде текста размещается на официальном сайге в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»). Таким образом, по мнению ФАС России, если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), то данное действие нарушает нормы Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Иной позиции придерживается Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития России от 15.12.2015 № Д28и-3613), который полагает, что если возможность искать и копировать фрагменты текста отсутствует, то это не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку установлен лишь запрет взимать плату за доступ к документации, и иных требований не предусмотрено.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о единой информационной системе в сфере закупок. Фигурально выражаясь, это один из “китов”, на котором держится система государственных закупок в нашей стране. Поэтому для успешной работы с госзакупками знать об этой системе, а тем более уметь ею пользоваться должен каждый специалист, чья деятельность так или иначе связана с госзаказом. Разбираться в деталях работы с данной системой мы в настоящей статье не будем, а рассмотрим лишь общие вопросы, а именно: что такое ЕИС, для чего она нужна, а также какие функции и задачи она выполняет? Материал статьи будет полезен как поставщикам, так и начинающим заказчикам. Предлагаю сильно не затягивать и приступить к изучению статьи. Поехали…

1. Что такое ЕИС?

Как уже было сказано в водной части статьи, ЕИС расшифровывается, как единая информационная система.

Согласно п.9 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту 44-ФЗ) единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

2. Официальный сайт ЕИС

С 1 января 2016 года на смену официальному сайту Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришла единая информационная система в сфере закупок.

Основной целью создания такой информационной системы было повышение прозрачности госзакупок, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов стали более публичными.

Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) и предоставляется бесплатно. Помимо этого такая информация должна быть полной и достоверной.

Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Минэкономразвития России (МЭР). А ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.

На начальном этапе создания единой информационной системы в сфере закупок рассматривалось два варианта:

  1. создание системы на базе существующего сайта госзакупок;
  2. создание системы с нуля.

В виду того, что второй вариант оказался более ресурсоемким, было принято решение о создании системы на базе имеющегося сайта. По этой причине адрес ЕИС остался прежним — www.zakupki.gov.ru .

Старая же версия ЕИС находится по адресу — //old.zakupki.gov.ru/ .

Согласно ч.7 ст.4 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Однако при наличии разночтений в размещенной информации на сайте субъекта и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционала ЕИС будет более чем достаточно.

3. Какая информация содержится в единой информационной системе?

Согласно ч.3 ст.4 44-ФЗ ЕИС должна в себе содержать:

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года);

4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о закупках и об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) ;

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

13) отчеты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты;

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг;

17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

4. Что обеспечивает ЕИС?

ЕИС обеспечивает:

  • формирование и размещение информации посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами без необходимости дополнительного входа в личный кабинет ЕИС;
  • осуществление контроля информации и документов, подлежащих размещению в ЕИС, во взаимодействии с иными информационными системами;
  • переход на использование ОКПД2 и ОКВЭД2;
  • реализацию функциональных возможностей для Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства;
  • реализацию расширенных функциональных возможностей для контрольных органов и органов аудита;
  • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа.

5. Преимущества ЕИС

Главным и принципиальным отличием единой информационной системы от ранее существовавшего сайта госзакупок является максимальная автоматизация процесса закупок от размещения извещения до подведения итогов и исполнения контракта. Все внесенные в систему данные обрабатываются автоматически, а на основе этих данных формируется требуемая отчетность. Вся система документооборота находится на сайте в открытом доступе.

ЕИС плотно связана с другими региональными информационными системами и электронными площадками, что в совокупности создает единое информационное пространство.

Также несомненным плюсом является и тот факт, что все планы закупок, а также планы-графики будут размещаться в ЕИС (с 1 января 2017 года) только в структурированном (машиночитаемом) виде. Это нововведение значительно расширит возможность поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, как, например, в поисковой системе Яндекс или Google.

Отмечу, что на старом сайте госзакупок эти документы размещались в сканированном виде, что не позволяло поставщикам, да и другим заинтересованным лицам полноценно искать информацию. Теперь же такое нововведение позволит поставщикам заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на свои товары, работы или услуги и составить долгосрочный план по участию в закупках.

Помимо функциональных изменений разработчиками были выполнены и технологические работы по повышению производительности и отказоустойчивости ЕИС, улучшены функции поиска, появился конструктор параметров поиска, оптимизирован пользовательский интерфейс ее открытой части. Система приобрела более современный и красивый интерфейс. Однако полный набор возможностей станет доступен пользователям с 1 января 2017 года.

6. Законодательное регулирование работы ЕИС

Требования к созданию и курированию ЕИС описаны в Федеральном законе № 44-ФЗ а также в постановлениях Правительства от 30 сентября 2014 г. № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития и Федеральным казначейством при создании ЕИС» и от 23 января 2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию ЕИС».

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.